Меню Рубрики

Как выучить алфавит с ребенком: методики, игры, рекомендации

Изучение букв в игровой форме

Сын соседки уже в два года читает, а ваш трехлетка не отличает А от Б? Как правильно подойти к изучению? Стоит ли торопиться? Как организовать обучающий  процесс в  игровой форме, сделать его весёлым и эффективным? Будем вместе разбираться.

к оглавлению ↑

Когда учить с ребенком алфавит

Цель изучения букв — подготовка к чтению. Поэтому приступая к изучению алфавита помните, что важно учить звуки, которые обозначают буквы. По-другому малыш не поймет как складывать их в слоги, а слоги в слова.

Важно — говорящие пособия для изучения алфавита (игрушки, книжки, плакаты, приложения) чаще всего озвучивают именно названия литер (букв), а не звук. Будьте внимательны.

Большинство детей к трем годам узнают 2-3 буковки. К 4-5 могут различать все 33. Оптимальный возраст 5-6 лет, когда все звуки ребенок может произносить чисто.

Знание последовательности в алфавите не имеет смысла для дошколят — не стоит делать на ней упор.

к оглавлению ↑

Обзор популярных методик

Существует множество методик для изучения букв с детьми. Выбирайте ту, которая больше понравится вам (ведь от интереса и увлеченности родителя многое зависит) и откликнется малышу. Не исключен вариант комбинирования нескольких подходов.

●    Классическая методика. Порядок изучения букв представлен в любом букваре. Обучение начинается с 10 гласных звуков. Постепенно добавляются простые в звучании согласные. Мягкий знак, твердый знак — в последнюю очередь, так как их назначение труднее всего понять детям.

●  Методика Монтессори. Основана на вовлечении в процесс обучения трех сенсорных каналов — слух, тактильные ощущения, зрительное восприятие. Малыши материалы не только рассматривают и озвучивают, но и трогают пальчиком.

●    Методика Полякова — четко разбита на уроки. За первые пять уроков ребенок осваивает 10 гласных, причем они изучаются парами: а-я, у-ю, о-ё, э-е, и-ы. За 18 уроков ребенок осваивает алфавит и чтение складов*. К концу обучения (70 уроков) дети читают книги.

●    Методика Чаплыгина. Строго говоря, это даже не методика для изучения букв. С помощью комплекта специальных кубиков дети сразу учатся читать склады*. В составе пособия часть кубиков объединены в пары, установлены на платформе и вращаются вокруг своей оси, остальные — привычные деревянные кубики для чтения. Занятия с этими кубиками эффективны для детей старше трех лет.

*Склад сочетание не более двух букв. Склад не равен слогу. Пример, слово “слог” 1 слог, “с-ло-г” 3 склада.

●  Ассоциативные методики (Методика Пятибратовой, Юлии Таракановой). Прием с помощью метода ассоциаций. Суть методики – вызвать и закрепить у ребенка ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком, его обозначающим или например с картинкой.

к оглавлению ↑

На что обратить внимание родителям, которые решили научить ребенка буквам

Основная деятельность для детей дошкольного возраста — игра. Поэтому обучение чтению должно быть увлекательным, интересным и не утомительным. Например, для детей возраста 3-4 лет хватит около 5 минут в день.

Рекомендуется добавлять по 1-2 новой буквы в неделю, остальное время уделить повторению уже знакомых (если выбранная методика не велит другого). Если видите, что малыш не усваивает новый материал — повремените, дайте пройденному материалу лучше закрепиться в памяти. Запаситесь терпением, ведь нет задачи сходу освоить алфавит.

Систематичность — залог успеха в обучении. По немногу, но каждый день. При этом не обязательно выполнять одни и те же упражнения. Слова окружают нас повсюду — буквы легко повторять. Искать их в названиях, выкладывать из каши, лепить, рисовать. Даже в привычных предметах: палка на улице — У, облако как О, стремянка — Л, уличный фонарь — Г.

Чтобы в голове ребенка сложилась ассоциация изображения буквы-звук, ребенок должен чисто выговаривать звуки. Если у малыша есть сложности с произношением, уделите внимание артикуляционной гимнастике.

к оглавлению ↑

10 нескучных игр, которые помогут весело выучить алфавит

Предлагаем десяток идей простых игр для закрепления с детьми изученного материала, которые увлекут как трехлеток так и более старших ребят.

Алфавитная коробочка — в специальную коробочку складывается картинки (например, вырезки из старых журналов, пособий, рекламных буклетов) на выбранную букву.

Лепим буквы  из пластилина, соленого теста, глины, складываем из природного материала: палочек, желудей, камушков, выкладываем из круп или мозайки.

Мемори. Понадобится набор карточек с изображением букв, каждая представлена дважды. Разложите карточки рубашкой вверх. Открывайте по две карточки до тех пор пока не найдутся одинаковые, при этом озвучивая каждую открытую букву.

Пишем на манке, соде, муке. На прогулке для этого подойдет песок или снег.

Буквоед. Для этого понадобится коробочка с нарисованными человечками и с прорезями-ротиками. Эти забавные человечки едят только буковки. Алфавит напишите на фасолинах, мелкой гальке или кусочках бумаги фломастером.

Беги к букве. Веселая динамичная игра. Предварительно развешиваем по дому алфавит или его изученную часть. И по команде “беги скорее к Р, а теперь к О” ребенок весело бегает по комнате.

Половинки. Изображения литер разрежьте на половинки и предложите ребенку восстановить.

Кто спрятался в домике, если известны хозяева. Например, вместе живут страус, свинья и слон — домик с С; в другом доме поселились лев, лиса и лось — буковка Л.

Найти букву на странице. На листе написано много букв разных цветов и размеров — нужно среди них найти определенную и обвести.

Украшаем буковку — крупное изображение литеры можно раскрасить, приклеить блёстки, бусины и т.д.

Поделитесь в комментариях, какие алфавитные игры любили в детстве.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *