12:32
Автор: Рубрика: Это интересно 6 комментариев

Дети и деньги. Как правильно сформировать отношение ребенка к деньгам?

Как правильно сформировать отношение детей к деньгам

Формирование правильного отношения детей к деньгам волнует всех родителей. И это не удивительно, ведь некоторые взрослые и сами не умеют правильно распоряжаться финансами, не говоря о том, чтобы научить этому ребенка.

к оглавлению ↑

1. С какого возраста начинать говорить с ребенком о деньгах

Серьезных разговоров на финансовые темы (о том, что такое пассивный доход, инвестирование, статьи расходов и прочее) с ребенком примерно до 5-ти летнего возраста вести точно не стоит. Во-первых, он еще  не осознает общую идею денег как платежного средства, во-вторых, в этот период главным элементом в познании мира для детей является игра.

Как правильно сформировать отношение детей к деньгамДо пяти лет ребенку, конечно, можно и нужно отвечать на вопросы о деньгах, формулируя ответы наиболее понятно для его возраста. Объяснять, например, что папа ходит на работу, выполняет определенные обязанности и за это ему платят деньги, играть в ролевые игры: магазин, банк, детскую монополию. Но слишком акцентировать внимание ребенка на финансовых вопросах не стоит.

Примерно со школьного возраста ребенку уже можно объяснять и показывать на собственном примере, как распоряжаться деньгами, обращать внимание на то, какие денежные программы у него формируются.

к оглавлению ↑

2. Денежные программы

Денежная программа – это комплекс установок, привычек и манера поведения в отношении с деньгами. Денежные программы закладываются с детства и продолжают формироваться в течение жизни человека.

Дети копируют денежные программы своих родителей. Поэтому, прежде, чем начать воспитывать правильное отношение к финансам у ребенка, обратите внимание на те денежные программы, которые господствуют в вашей семье.

Умеете ли вы сами грамотно распоряжаться своими доходами, инвестировать, зарабатывать, откладывать, экономить, или же тратите все, не задумываясь, и деньги в семье водятся только в течение нескольких дней после зарплаты. Если вы грамотно распоряжаетесь своими деньгами, и дети это видят, то достаточно объяснять ребенку ключевые моменты и показывать на собственном примере.

Если же вы сами не слишком дружите с деньгами, то ребенок скопирует такое поведение. Что делать в этом случае? Во-первых, пересмотреть собственные установки в отношении денег, во-вторых, придерживаться основополагающих правил. Есть универсальные законы, соблюдение которых поможет вам и вашим детям подружиться с деньгами.

к оглавлению ↑

3. Ошибки родителей

Чтобы понять основные принципы правильного отношения к деньгам, рассмотрим ошибки родителей, из-за которых у детей формируются неправильные денежные программы.

  • Ошибка №1. На любую просьбу ребенка купить игрушку, сладость, киндер-сюрприз или что-то еще отвечать: у нас нет денег.

Чем грозит: у ребенка может выработаться «менталитет дефицита», что денег вечно не хватает, а если они появятся, то их срочно нужно потратить.

Как исправить: вместо фразы «у нас нет денег» объяснить, что деньги сейчас нужны на другие цели: оплату квартплаты, покупку стиральной машины, а, если малышу так хочется иметь эту игрушку, предложите ему накопить на нее денег. О том как вести себя с ребенком в магазине я писала ранее.

  • Ошибка №2. Говорить ребенку, что деньги – это плохо, это зло.

Чем грозит: унаследовав такую установку от своих родителей, во взрослой жизни ребенок будет подсознательно стараться избавиться от денег, ведь он четко усвоил, что это зло. Естественно, ни о каком грамотном распоряжении не будет и речи.

Как исправить: объясните малышу, что деньги – это инструмент, который не может быть плохим или хорошим сам по себе. Приведите аналогию: например, молоток, он не плохой и не хороший. Но с помощью него можно разрушать, а можно строить. Так и деньги, все зависит от того, в чьих руках они оказываются. Если человек честный, добрый и порядочный, то и деньги в его руках будут добром.

  • Ошибка №3. Противоположная крайность: идеализировать деньги, говорить, что на них все можно купить, что они главное, что есть в жизни, презирать и смеяться над теми, у кого их нет.

Чем грозит: Видя такое поведение у своих родителей, дети становятся меркантильными, жестокими и мелочными.

Как исправить: объяснять ребенку, что деньги помогают достигать цели, делают жизнь комфортнее, но не являются главным в жизни. Есть люди, у которых много денег, но они не могут купить на них здоровье, дружбу, любовь.

  • Ошибка №4. Тратить все до копейки.

Чем грозит: Если ребенок видит, что родители, получив определенную сумму, тут же ее тратят, ничего не откладывая и не распределяя по статьям расходов, он начинает поступать таким же образом. К чему это приводит догадаться не сложно.

Как исправить: научить малыша с самого раннего возраста не тратить всю полученную сумму до копейки, например, если ребенку подарили или дали на карманные расходы, немного денег, по меньшей мере, десятую часть от этих денег нужно отложить. Откладывая каждый раз по чуть-чуть, можно накопить на что-то большое и нужное: велосипед, гиро-скутер, самокат, коньки, куклу. Это научит малыша бережливости, он поймет ценность денег, и то, что они не падают с неба.

  • Ошибка №5. Покупать ребенку всегда и все, что он просит. Некоторые родители рассуждают так: у меня этого в детстве не было, а своему ребенку я хочу обеспеченной жизни.

Чем грозит: привыкнув к вседозволенности, ребенок будет требовать все больше и больше. Однажды его запросы не совпадут с возможностями родительского кошелька, и тогда он может повести себя непредсказуемо: например, совершить что-то противозаконное, чтобы добиться желаемого.

Как исправить: дать понять ребенку, что деньги просто так не достаются, их нужно зарабатывать, а чтобы их заработать, надо кому-то помочь, сделать что-то полезное. Полезным делом может быть помощь родителям по хозяйству. Не в плане: заправил кровать – получил сто рублей. А в плане выполнения дополнительных обязанностей: например, в течение недели пылесосить пол в квартире или гладить белье. После чего получить символическое вознаграждение.

Когда дети еще совсем маленькие, с ними можно играть в ролевые игры и попутно объяснять ценность и назначение денег. Чтобы у ребенка сформировалось правильное отношение к деньгам, родителям не нужно допускать крайностей, а следует позаботиться о собственной финансовой грамотности.

Хочешь получать статьи этого блога на почту?
Новые статьи блога
ДРУЗЬЯ САЙТА

6 комментариев
  • Ирина

    Примерно так и стараемся поступать относительно денег, как сказано в статье. Не делаем из них культ, но и не приуменьшаем их значение в жизни. Дочке сейчас 4 и уже возникает много ситуаций, где без обьяснения каких-то финансовых вопросов не обойтись.

    2017-03-19 в 9:01 | Ответить
  • Юлия

    Некоторые специалисты советуют брать с собой ребенка в банк, чтобы он более детально имел представление о понятии финансовых операций, кредитования, самих денег. Не знаю, правильно это или нет.

    2017-03-25 в 12:17 | Ответить
  • Нина

    Спасибо большое за статью. Единственно, есть сомнение в 5й ошибке. В принципе и у психологов мнение расходится на этот счет...

    Ребенок просто привыкает потом, что за «полезное доброе дело» он должен обязательно получать деньги. На самом деле какое же оно тогда полезное, если все делать за деньги. Душа черствеет у такого человека. Просто так потом он бабушке престарелой не поможет или еще что-то.

    Вот еще пример из нашей многодетной семьи. Родители наши тоже хотели привить детям ценность и умение распоряжаться средствами. Сначала вроде все по мелочи выделяли чтобы были свои средства. Потом постарше — помог сын отцу исколоть дрова — получил за это деньги, посадили картошку — тоже выделили немного... Дальше больше... Выросли, все взрослые стали, чтобы брат помог сестре без денег, да вы что... это столько обсуждения и нравоучения наслушаешься... Ну ладно помог сестре, или старым родителям — получил за это деньги, а он тем временем, пошел и пропил их сразу со своими друзьями или девушками... За то кушать «бесплатно» может придти как к родителям так и к старшей сестре. Младшей сестре также это относится — просто так, никогда ничего не сделает...

    Как по мне давать деньги за «полезные дела» это очень пагубно. Своим детям я стараюсь внушать, что именно добро — нужно делать всегда бесплатно, потому что оно обязательно вернется к себе в 10-кратном размере. Как то так вот.

    2017-06-04 в 10:28 | Ответить
    • OlgaV

      Нина, спасибо за Ваше мнение.

      2017-06-05 в 1:47 | Ответить
  • Ольга

    Представьте себе такую ситуацию: семья с средним достатком. Ребёнок ходит в школу, а там дети из разных семей. Одному дают деньги, а другому нет. И тут начинается гонение среди детей. «Бедного» начинают притеснять. Что делать? Как объяснить ему что родители не могут давать каждый день деньги.

    2017-08-12 в 1:10 | Ответить
    • OlgaV

      На мой взгляд, нужно объяснить, то, что дети себя так ведут, не говорит о том, что Ваш ребенок хуже или лучше. Просто они ведут себя так, поскольку в такой среде воспитывались и им были навязаны такие представления, что те, у кого их нет, хуже. Но это их история и их проблема. И Ваш ребенок не должен страдать из-за этого и чувствовать себя изгоем. А наоборот может даже сделать выводы, что если отношение измеряется в деньгах, то и не стоит друзей таких выбирать и общаться. Объяснить, что деньги проблемы не решают, а служат инструментом. Пусть объяснит для чего ему нужны каждый день деньги и там уже смотреть, необходимость это или прихоть.

      2017-08-12 в 1:35 | Ответить
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: